Бизнес-план является основой работы любого предприятия. Бизнес-планирование дает руководителю реальную возможность выбора, в то время как работа без плана этого выбора лишает. Это не значит, что в последствии руководитель должен полностью полагаться на бизнес-план и действовать в рамках намеченных работ. Планирование бизнеса - это определение целей и путей их достижения, по средствам каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.
Бизнес-план может быть составлен с учетом двух основных заданных параметров:
- для внешних пользователей - потенциальные инвесторы, коммерческие партнеры, государственные органы и т.д.
- для внутренних пользователей - руководящий состав, топ-менеджеры, владельцы и акционеры компании и т.д.
В настоящее время не существует определенных методик подготовки бизнес-плана, однако общая структура бизнес-плана, в соответствии со стандартами UNIDO, должна придерживаться следующих параметров:
- Резюме (общая информация о компании и ее владельцах);
- Цели и задачи (основные положения предполагаемого проекта/плана работ);
- Продукт/услуга (описание, отличительные черты, технология производства, оценка конкурентоспособности данного товара, методы обеспечения качества продукции и т.д.);
- Анализ рынка (положение дел в отрасли, потенциальные клиенты, сегменты рынка, конкурентная среда, эффективность данного вида бизнеса, возможные перспективы развития и т.д.);
- План маркетинга (ценообразование, методы стимулирования продаж, оптимальные объемы реализации, схема распространения, рекламные проекты и т.д.);
- План производства (требуемые материалы, оборудование и производственные мощности, источники их поставки, субподрядчики, технология производства, виды производимой продукции и т.д.);
- Руководство и персонал (схема взаимодействия руководства и сотрудников, кадровая структура, виды оплаты труда, квалификация персонала и т.д.);
- Источники и объемы требуемых средств (необходимые объемы и источники финансовых ресурсов, условия возврата средств, наличие свободных ресурсов и т.д.);
- Основы финансового плана и оценка рисков (прогнозируемые объемы продаж и прибыли/убытки, возможные риски, подробный план ожидаемых доходов и расходов, социально-политический климат в целом по стране и в конкретном регионе, а также риски связанные с ним, схемы обеспечения кредиторской и дебиторской задолженностей и т.д.);
- Детальный финансовый план/бюджет (анализ движения денежных средств поквартально, определение себестоимости продукции, поквартальные оценки прибылей и убытков, определение финансовых потоков и т.д.).
Основным критерием составления бизнес-плана является его применимость в реальной жизни, так как любой бизнес-план (как для внутренних, так для внешних пользователей) должен быть ориентиром в работе компании.
Сроки и условия подготовки, форма отчета
В результате работы заказчику предоставляется бизнес-план (в письменном и электронном виде), который направляется ему по E-mail, факсом, по почте или передается лично. Бизнес-план, как правило, состоит из 20 - 50 страниц и готовится в течение 1 - 1,5 месяца с момента получения необходимой информации и оплаты услуги.
Заказчику гарантируется соблюдения конфиденциальности при работе с предоставленной им информацией.
Стоимость данной услуги от 300 у.е. (по курсу на день оплаты) в зависимости от масштабов объекта (проекта) и условий заказчика.
Бизнес-план является основой работы любой компании и содержит всю необходимую информацию относительно путей достижения поставленных целей. Он также может корректироваться в ходе работы в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Бизнес-план необходим для реализации следующих видов работ:
- Привлечение финансовых ресурсов;
- Оценка надежности партнеров;
- Повышение эффективности деятельности компании;
- Комплекс услуг по финансовому оздоровлению компании.